Игра на нервах
Психологи утверждают, что нервная система современных малышей гораздо более уязвима, чем, скажем, у детей второй половины 20 века. Виной тому возросший темп жизни, многочисленные стрессы, социальные катаклизмы и плохая экология. Но, оказывается, даже в этих непростых условиях вполне можно вырастить спокойного и уравновешенного ребенка.
Чтобы заставить взрослого нервничать, нужно как следует постараться – например, потребовать от него составить годовой отчет о проделанной работе или, скажем, записаться на прием к стоматологу. Малышам же, для того чтобы потерять душевное равновесие, достаточно малейшего изменения в привычном течении жизни. Детская нервозность проявляется беспокойством, плачем, испугом, «уходом в себя» или, наоборот, излишней болтливостью. Часто к этим поведенческим реакциям присоединяются и вегетативные (озноб, потливость, сухость во рту и т.п.). К сожалению, родители не всегда соизмеряют свои желания с возможностями ребенка: требуя от крохи невозможного, взрослые задают ему просто неразрешимые задачи и постоянно держат в напряжении. Так как же определить причину беспокойного поведения и помочь малышу стать уравновешенным и жизнерадостным?
КТО ТАКОЙ НЕВРАСТЕНИК?
Термин «неврастеник» ввел американский невропатолог Георг Бирд в 1869 году. Бирд заметил, что нервная система людей «расшатывается» после психологической травмы, напряженной работы и физиологических лишений (хронического недосыпания, недоедания или отсутствия отдыха). Что же касается детей, то в юном возрасте возникновению этого расстройства способствуют еще и инфекции, ослабляющие организм малыша.
ВЫДЕЛЯЮТ 3 СТАДИИ НЕВРАСТЕНИИ:
1. Гиперстеническая стадия.
Ребенок бурно реагирует на громкие звуки, свет и другие воздействия окружающей среды, он чрезмерно возбудим и часто бывает раздражительным.
2. Раздражительная слабость.
На этой стадии малыш буквально на все реагирует слезами: залаяла ли на него собака, повысила ли голос мама, или соседка предложила конфету – результат будет один. Плач становится для крохи универсальным способом проявления любых эмоций.
3. Гипостеническая стадия.
Ее основными признаками являются вялость, апатия, повышенная сонливость и общая подавленность. Лечение неврастении заключается в упорядочении режима дня, устранении причины эмоционального перенапряжения и общем укреплении организма, включающем регулярное питание, прием витаминов и долгие прогулки на свежем (а не загазованном!) воздухе.
1. БОЛЕЗНЬ РОСТА
Иногда нервная система оказывается неприспособленной к нашему суровому миру из-за неблагоприятных факторов, воздействовавших на малыша в период внутриутробного развития. Это может быть подхваченная мамой вирусная инфекция, сопровождавшаяся высокой температурой, курение, употребление алкоголя, чрезмерные физические и психологические нагрузки, с которыми приходилось сталкиваться беременной женщине. В группе риска также оказываются младенцы, появившиеся на свет раньше срока, родившиеся с помощью кесарева сечения или в результате осложненных естественных родов. В зависимости от длительности и силы негативного воздействия нервная система ребенка бывает либо незрелой, либо поврежденной. В первом случае нервность проявляется в основном повышенной возбудимостью, утомляемостью и вегетативными реакциями. Во втором – к описанным симп-томам присоединяется некоторое отставание от сверстников в развитии.
Вот основные признаки незрелости или повреждения нервной системы у малышей (беспокоится надо начинать, если хотя бы 6 из 8 пунктов окажутся верными для вашего ребенка):
1. С самого рождения малыш очень чувствителен к различным раздражителям: яркому свету, громким звукам и «кусачей» одежде.
2. В 2 года ребенок часто спотыкается и падает при ходьбе, говорит не предложениями, а отдельными словами или слогами.
3. Малыш долго и с большим трудом засыпает и точно так же просыпается. Лишенный дневного сна, он становится неуправляемым.
4. Без видимой причины у ребенка периодически возникают вспышки раздражения, агрессии или паники.
5. Метеозависимость.
6. Ребенок часто зацикливается на происходящих с ним неприятных ситуациях и старается перевести любой разговор на обсуждение собственных проблем.
7. Даже если малыш проявляет интерес к какому-то занятию, он быстро утомляется. Например, он может заснуть, продолжая при этом возить машинку по полу.
8. Когда дошкольник выполняет задания, всплески и спады его работоспособности очень заметны и практически необъяснимы с точки зрения логики.
ТИК? ЧТО-ТО НЕ ТАК!
У многих детей нервность проявляется не только эмоциональными реакциями, но и часто повторяющимися, стереотипными движениями, которые в медицине называются тиками. Физиологи до сих пор не пришли к общему мнению о механизмах и причинах возникновения этого явления: самая популярная гипотеза заключается в том, что тики возникают из-за недостатка дофамина – гормона, который вырабатывается ядрами головного мозга, расположенными под корой больших полушарий. Нарушить механизмы по производству этого вещества могут инфекции, черепно-мозговые травмы и гипоксия, которую испытывает малыш в животе у мамы или во время родов. Однако сами по себе эти обстоятельства ничего не значат, а вот присоединившийся к ним стресс (большое количество развивающих занятий, бесконтрольный просмотр телевизора, развод родителей) вполне может спровоцировать появление тиков. Самыми распространенными стереотипными движениями являются моргание, зажмуривание глаз и движения бровями. Реже встречаются так называемые голосовые тики – покашливание и непроизвольное шмыгание носом. Практика показывает, что более 80% детей к 14-16 годам избавляются от тиков при условии соблюдения родителями всех рекомендаций специалистов.
Как себя вести?
Главное правило воспитания ребенка с незрелой или поврежденной нервной системой можно сформулировать так: «Тише едешь – дальше будешь». Мозг малыша, часто испытывающего стрессы, постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности и в результате почти теряет способность подавлять (тормозить) ненужную активность нервных клеток.
1. Заранее готовьте ребенка к любым, самым разным – и приятным, и неприятным – событиям. Например, если чадо не любит ходить в детский сад, нужно в воскресенье вечером сказать ему о том, что завтра начинается новая рабочая неделя: взрослые отправятся на работу, школьники – в школу, а малыши – в садик.
2. Старайтесь по возможности скрашивать или смягчать содержание неприятной информации. Скажем, ребенку предстоит визит к врачу. Ваша задача – напомнить ему о том, как весело вы катались на поликлиническом лифте месяц назад, или об игрушках, которые стоят в кабинете у доктора.
3. Следите за собственными эмоциями. Не показывайте детям свой испуг, разочарование или раздражение: нервные малыши очень чувствительны к переменам настроения окружающих их людей.
4. Если ребенок «чуть не упал» или «чуть не разбил» какую-то вещь, не пугайте его возможными последствиями и не утомляйте нравоучениями. В противном случае малыш будет чувствовать вину за то, чего не делал, или обиду на взрослого, а это очень тягостные переживания.
5. Придерживайтесь режима дня и до последнего держите оборону, отстаивая дневной отдых ребенка (желательно до того момента, когда он пойдет в школу). У малыша с проблемной нервной системой часто сбиваются биологические часы, регулирующие аппетит, сон и периоды активности. Режим – что-то вроде внешнего каркаса, помогающего сформировать и отладить эти важнейшие составляющие нормальной жизни.
6. Закаливайте малыша и подружите его со спортом. В здоровом теле не только здоровый дух, но и здоровая нервная система.
7. Найдите для ребенка трех хороших специалистов – педиатра, невролога и психолога, которые в случае необходимости смогут скоординировать свои действия и учесть рекомендации друг друга.
СМЕНА СОСТОЯНИЙ
Депрессия. Исследования психологов показали, что депрессивное настроение матери и других близких взрослых способствует повышению тревожности у ребенка. Довольный жизнью родитель – это защитник, которому любые трудности нипочем. Тот же, кто часто плачет и жалуется на судьбу, обычно сам нуждается в защите: ребенок понимает, что не сможет оградить своих близких от неприятностей, и испытывает огромное беспокойство за их – и как следствие – за свое будущее.
Раздражительность. Многие дети становятся нервными, потому что изо всех сил пытаются скопировать поведение своих родителей. Существование в ритме «работа–дом–работа» накладывает свой отпечаток на каждого взрослого, живущего в большом городе. Конечно, мы стараемся исключительно ради детей, но все-таки будет лучше, если ролевой моделью для малыша станет улыбающаяся и спокойная, а не вечно замученная проблемами мама.
2. ИЗДЕРЖКИ ВОСПИТАНИЯ
дети рождаются совершенно нормальными и становятся нервными из-за неправильно выбранной родителями стратегии воспитания, конфликтов в семье и других подобных факторов. Как правило, нервного ребенка можно увидеть в сопровождении «кудахтающей» бабушки, раздраженной мамы или грубоватого папы.
Гиперопека. Чрезмерная забота и ограничение самостоятельности – отличная питательная среда для возникновения у ребенка всевозможных страхов и повышенной тревожности. Представьте себе 5-летнего малыша, который не умеет надевать ботинки, не может забраться на горку без помощи взрослых и не знает, как налить сок из пакета в стакан. Представили? А теперь подумайте, какой колоссальный стресс он испытает на дне рождения друга, когда мама именинника неожиданно скажет: «А ну-ка, дети, давайте быстренько выпьем сок, оденемся и пойдем на детскую площадку!»
Попустительство. Другая педагогическая крайность – предоставление детям полной свободы. Умение контролировать эмоции формируется у ребенка благодаря наблюдению за тем, какое его поведение одобряется взрослыми, а какое – нет. Привыкнув к отсутствию внятной оценки своих действий родителями, малыш будет активно протестовать против любой попытки «склонить» его к соблюдению тех или иных норм.
Вспомните искреннее возмущение Гекльберри Финна, которому в доме вдовы Дуглас пришлось чистить зубы, умываться и смирно сидеть за столом. Ребенок, приученный к определенным правилам, просто не обращает внимания на эти ограничения – он воспринимает их как нормальную часть жизни, а значит, реже раздражается.
Агрессивность. Частые физические наказания, грубость и пренебрежение близких заставляют малыша постоянно быть начеку: попробуй угадай, с какой стороны тебя поджидает очередной «пинок»? Боясь вызвать недовольство взрослых, ребенок не может позволить себе спокойно наслаждаться простыми детскими радостями. Кроме того, он в любой момент готов заплакать, чтобы вызвать жалость и таким образом предотвратить возможное наказание.
Вопреки ожиданиям взрослых частые одергивания малыша вовсе не научат его «держать себя в рамках», более того, они довольно быстро приведут кроху к самой настоящей фрустрации – эмоциональному состоянию, возникающему в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения собственных потребностей. Выражаясь проще, это «облом». «Фрустрированные» дети, взявшись за какое-то дело и искренне желая достичь в нем успехов, страшно боятся неудачи и от этого очень сильно нервничают при возникновении любых – даже самых незначительных – помех. Так, например, обычный ребенок привык проводить на детской площадке столько времени, сколько ему хочется, и поэтому ведет себя там абсолютно спокойно. А нервный малыш, как правило, сломя голову бежит к песочнице, так как знает, что в любой момент он может услышать привычную угрозу: «Будешь плохо себя вести – уйдем домой!»
ЧТО ТАКОЕ НЕВРОЗ?
Нарушения деятельности нервной системы, возникшие вследствие психологической травмы, могут привести к неврозу – внутреннему конфликту между желаниями ребенка и суровой реальностью. При этом открыто заявлять о своих переживаниях малыш не будет. Например, карапуз хочет получать все внимание матери, но это невозможно, потому что у него есть брат или сестра. Кроха испытывает ревность, обиду и гнев, но при этом лишен возможности явно продемонстрировать их, ведь такое поведение расстроит или разозлит маму, а этого детям, как правило, совсем не хочется. В результате малыш начинает бессознательно выражать свои эмоции косвенным путем: утверждать, что пугается криков младенца и поэтому не хочет находиться с ним в одной комнате, или, скажем, еженощно приходить спать к маме, ссылаясь на приснившийся кошмар.
Как себя вести?
1. Простейшими способами воздействия – окриками, шлепками, шантажом – вы только загоните вглубь имеющиеся у ребенка проблемы. А вот долгие и спокойные разговоры значительно улучшат ситуацию. Не жалейте красноречия для того, чтобы объяснить чаду свою позицию и отношение к его поступкам.
2. Попытайтесь превратить свои ссоры с домашними в конструктивный диалог. К сожалению, рекомендацию психологов не выяснять отношения при детях выполнить практически невозможно, но все-таки «градус» своего кипения нужно стараться контролировать. В разгар ссоры прервитесь на несколько секунд и объясните испуганному маленькому свидетелю, что ничего страшного не произошло. Вы по-прежнему очень любите папу (бабушку, дедушку, тетю Валю…), но никак не можете с ним договориться и поэтому сильно переживаете.
И помните: ребенок должен видеть не только ссору, но и ее позитивное завершение. 3. Научите кроху преодолевать трудности. Не сдерживать в себе разочарование, досаду или злость, а спокойно и осознанно двигаться к цели. Например, если приятель отобрал игрушку, можно со слезами отчаяния броситься к маме или:
а) подождать, пока обидчик возьмет другую вещь;
б) предложить ему поиграть вместе;
в) обхитрить «противника», сказав: «Подумаешь! А вот та машинка катается еще лучше». А потом, увидев интерес в его глазах, поменяться игрушками.
Чем больше разных способов окажется в «багаже» малыша, тем спокойнее он будет реагировать на неприятности разных калибров.
3. НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ
В некоторых случаях детская нервность становится результатом нечувствительности взрослых к индивидуальным особенностям темперамента малыша. В отличие от уравновешенных и жизнерадостных сангвиников и невозмутимых флегматиков, холерики и меланхолики и сами частенько нервничают, и своих родителей постоянно держат «на взводе».
Холерик. Известный русский физиолог И.П. Павлов называл холериков «сильным неуравновешенным типом»: у такого ребенка высокий уровень активности, быстрый темп движений и речи, а энергичность сочетается с резкой сменой настроения, вспыльчивостью и агрессивностью. В то время как спокойная флегматичная мама уверена, что они с ребенком всего-навсего «быстренько забежали в магазин», малыш-холерик тяготится монотонным обходом прилавков и громко напоминает о том, что отведенные на покупки 10 минут истекли еще час назад. Да-да, ему действительно невыносимо скучно!
Меланхолик. Быстро утомляемый, малоактивный и невероятно медлительный ребенок. Он очень чувствителен к негативным раздражителям и крайне пуглив. Нейрофизиологи утверждают, что у меланхоликов процессы торможения в нервной системе преобладают над возбуждением: что бы вы ни делали, не нужно забывать о том, что ваш ребенок – пусть и не «тормоз», но все-таки «медленный газ». Это значит, что собирать его в детский сад необходимо минимум за полчаса до выхода из дома, а на обед нужно отводить никак не меньше 40 минут.
Как себя вести?
1. Примите тот факт, что ваш ребенок именно такой, какой есть, и переделывать его не только бессмысленно, но и вредно.
2. Чаще представляйте себя на месте малыша, и вы увидите, КАК именно течет для него время, и поймете, почему он не может немного подождать или, наоборот, поторопиться.
3. Ненавязчиво, в игровой форме помогайте крохе подстраиваться под нужный темп деятельности. Например, медлительному ребенку по дороге в гости можно предложить скакать «оленем» .
4. Помогите малышу освоить бытовые навыки и довести их до автоматизма. Это позволит ребенку не заострять на них внимание и не нервничать, если что-то не получается. Так, научив холерика завязывать шнурки, вы избавите его от состояния аффекта, в которое он приходит каждый раз при обувании.
5. Озвучивайте переживания и «нервные» реакции ребенка, с которыми вы сталкиваетесь.
Например, хныкающему меланхолику можно сказать: «Я вижу, что ты устал и хочешь на ручки. Но давай ты постараешься дойти во-о-он до того дома. Тогда я тебя похвалю и чуть-чуть понесу, а потом ты опять пойдешь сам». Такие развернутые проговаривания различных ситуаций научат ребенка лучше понимать свое психологическое состояние и контролировать его.
Даже в самых сложных ситуациях, когда вам кажется, что вы не можете успокоить ребенка, не признавайтесь ни ему, ни окружающим в том, что он «нервный». Ваша задача заключается вовсе не в том, чтобы сообщить об этом печальном факте всему миру, а в том, чтобы облегчить жизнь малыша и научить его спокойно и последовательно справляться со своими – иногда слишком бурными – переживаниями.