Время – это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. А как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у них наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Поэтому начинать знакомство ребенка с часами можно только после того, как он понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами.
Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.
Знакомство начинайте с часовой стрелки. «Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр.
Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает -  на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».
Пусть сначала время делится на:
·                    ровно час,                                                             
·                    чуть больше часа,
·                    половина второго (или час с половиной),
·                    около двух,
·                    два,
·                    чуть больше двух и так далее.
Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.).
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображение часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная». Закрепите эти знания:
·         попросите показать, где какая стрелка,
·         спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.
Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
·         через полчаса;
·         через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
·         через два (три и т.д.) часа;
·         через два с половиной (три с половиной и т.д.)
·         или было:
·         полтора часа назад;
·         полчаса назад;
·         два (три и т.д.) с половиной часа назад.
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:
·         сколько времени прошло, если было….
·         сколько времени пройдет, если будет….
·         сколько времени осталось до….
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
·         через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
·         через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
·         через час (два, три и т.д.);
·         через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
·         через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
·         которое было:
·         5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
·         полчаса назад;
·         час назад (два, три и т.д. часа назад);
·         полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
·         час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится - на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.
Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания типа:
·         изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
·         изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет … и т.д.
Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.
Как оказывается не так трудно научиться и понять, что показывают стрелки на часах, как осознать, что означает протяженность времени. По-настоящему ощутить время дети могут только с возрастом. Задача родителей – помочь им понять этот сложный процесс, но только не нужно торопить их.