Что такое заикание и как оно проявляется?
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может возникнуть внезапно или проявляться постепенно. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет. Бывает, что заикание не проявляется длительное время, а возникает только в чрезвычайных стрессовых ситуациях.
Каковы причины заикания?
Причины заикания кроются в эмоциональном состоянии малыша. Когда ребенок возбужден, его мозг работает быстрее, чем речь. Психологи считают, что заикание - это одно из проявлений невроза. В большинстве случаев заиканию предшествуют невротические реакции в виде различных страхов: боязнь темноты или одиночества, громких звуков, боязнь потерять родителей, боязнь наказания, животных, сказочных персонажей и так далее. Иногда причиной заикания может стать переучивание левши на правшу, развод родителей, интеллектуальная перегруженность малыша, появление второго ребенка, сильный испуг.
Очень много случаев заикания у детей связано с непредсказуемым поведением четвероногих друзей. Если у вас дома есть собака и ребенок дружит с ней, то вам следует быть наиболее осторожными во время прогулок. Ведь малыш считает друзьями всех собак, поэтому радостно и доверчиво бросается навстречу незнакомой собаке, чтобы погладить или поиграть с ней и не ожидает подвоха. То же самое касается и кошек. Животные могут не только напугать малыша, но также и поранить его.
Какие заболевания могут спровоцировать появление заикания?
Довольно часто появление заикания провоцируют детские инфекционные заболевания.
Хронические заболевания не являются причиной возникновения заикания, но они могут усиливать его.
Затрудненное носовое дыхание, например при аденоидных разрастаниях, усиливает заикание у детей.
О нарушении обмена веществ при заикании данных на сегодняшний день мало. Интересно, что избыток мяса, а также белковой пищи усиливает заикание.
Также заикание усиливается в период роста зубов и в переходный возраст.
Рекомендации при заикании.
Необходим четкий режим дня.
Сон ребенка должен быть долгим и спокойным (10–11 часов ночью и 2 часа днем у дошкольников, 8–9 часов ночью и 1,5 часа днем у школьников). Перед сном исключите просмотр телевизора.
Нельзя травмировать ребенка постоянными одергиваниями и замечаниями.
Ссоры в семье в присутствии ребенка должны быть исключены, особенно опасно шумное поведение взрослых в нетрезвом состоянии.
Необходимо, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, подражая детскому языку.
С заикающимся ребенком нужно говорить медленно, ласково и спокойно (ребенок быстро начинает подражать такому темпу речи и усваивает ее), при выраженном заикании следует говорить с ребенком нараспев.
Нельзя заставлять ребенка по несколько раз правильно выговаривать исковерканные слова.
Нельзя передразнивать ребенка.
Нельзя показывать ребенку свои опасения по поводу его речи.
Необходимо ослабить нервное напряжение ребенка, исключить переутомление, шумные компании.
Нельзя постоянно вовлекать ребенка в беседы и разговоры.
Рекомендуется закаливание (воздушные ванны, игры на свежем воздухе, водные процедуры: обтирание, душ, купание).
Желательно провести беседу с педагогом: учителя не должны обращать внимание на дефект ребенка, по возможности ребенка не следует вызывать к доске, нельзя торопить ребенка во время ответов, а нужно чаще хвалить, закрепляя положительные эмоции.
Нельзя допускать, чтобы ровесники передразнивали ребенка.
Ежедневные упражнения:
ребенок делает глубокий выдох, одновременно поднимая правую руку до вертикального положения и сжимая её в кулак;
на вдохе сначала подумать, потом говорить;
сделать глубокий выдох, одновременно опуская поднятую руку по дуге;
на выдохе, при достижении рукой почти вертикального положения, говорить фразу медленно, плавно, спокойно и ритмично: «Я говорю медленно, плавно, спокойно и ритмично»;
говорить с акцентом на глагол;
с третьего дня от начала выполнения упражнений ребенка обучают дыхательным упражнениям: выдох, затем на протяжении 8 секунд – вдох, затем 8 секунд задержки дыхания и выдох также в течение 8 секунд. Эти дыхательные упражнения приводят к постоянной фиксации диафрагмы, все правила за время лечения необходимо отработать до автоматизма, ежедневная процедура составляет 10 минут, в большинстве случаев положительный эффект достигается к концу первой недели.
Рекомендуются игры и гимнастика для снятия эмоционального напряжения.