Спору нет, со слабой памятью жизнь интереснее: каждый день обязательно узнаешь что-то новенькое — недаром маленькие дети способны раз за разом искренне сопереживать Колобку. С другой стороны, постоянно наступать на одни и те же грабли совсем не весело. Значит, пора учиться запоминать!
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
Как это работает?
Память складывается из нескольких сложных процессов, в осуществлении которых задействован практически весь головной мозг. Для начала любые данные нужно зафиксировать (запоминание), причем желательно, чтобы эта информация задержалась в голове подольше (сохранение). Затем воспоминания необходимо периодически извлекать на свет божий и как-то использовать (воспроизведение). Сбой в системе на любом из этапов — и вот уже мы не можем объяснить прохожему, где эта улица, где этот дом и на каком автобусе лучше доехать до пункта назначения. Психологи до сих пор спорят о том, как формируется память малышей. Есть теория, согласно которой детская голова является чем-то вроде пустого кувшина: знай себе наполняй его информацией, а уж способность к запоминанию — навык врожденный. Другие ученые считают, что развитие памяти все-таки возможно и кульминация наступает примерно годам к десяти, ну, а дальше, извините, долгая дорога к маразму. Как бы там ни было, некоторую последовательность этапов формирования памяти выделить можно.
Голос мамы и запах мандаринов.
У малышей самого нежного возраста память непроизвольна. Мла¬де¬нец никоим образом не может поставить перед собой цель запомнить, как зовут папу, — это происходит помимо его сознания и воли.
Ум маленького ребенка, что называется, короток. Грудничку хватает пары дней разлуки с отцом, чтобы перестать его узнавать. К году ребенок может более или менее запомнить события последних дней, а к 3 годам он уже расскажет, что происходило с ним 2–3 месяца назад (но не спрашивайте кроху, что он делал прошлым летом).
Изначально дети запоминают «телом»: через месяц после рождения включается двигательная (моторная) память. Она позволяет фиксировать и воспроизводить движения: ползать, ходить, плавать, рулить велосипедом — с возрастом это удается делать четче и точнее. В полгода на помощь приходит эмоциональная память (память чувств). Кроха прекрасно помнит, например, что мама удовлетворяет его насущные потребности (о радость! о счастье!), — и тянется к ней ручонками изо всех сил.
КСТАТИ. Установлено, что приятные переживания запоминаются лучше неприятных, а значит, если вы хотите научить малыша чему-то важному, пряники будут уместнее кнута.
На втором году жизни ребенка в дело вступает образная память (память представлений) — зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. У малышей образная память развита необычайно! Именно по этой причине какой-нибудь аромат или вкус «из детства» рождает в нас, уже взрослых, вихрь ярких образов, которые сложно описать словами. Оно и понятно: ведь лексикон в том возрасте был еще невелик. В 3 года дети обычно начинают помнить самих себя, а все, что фиксируется у них в голове после этого возраста, обычно остается с ними на всю жизнь, — то есть входит в запас долговременной памяти. Основная особенность долговременной памяти в том, что срабатывает она не сразу: конечно, после упорной зубрежки «Лукоморья» малыш может выдать вам текст без запинки, но лишь через несколько дней выяснится, какие именно строчки из этого стихотворения он действительно запомнил (вероятно, это будет что-то про кота и цепь).
Память младшего дошкольника уже произвольна: он учится запоминать «по своему хотению». Поручите карапузу передать папе какое-нибудь важное послание, и он тут же начнет старательно шевелить губами, повторяя про себя слова. Правда, в 3–4 года запомнить удается совсем немного. Зачастую, дойдя до адресата, малыш со вздохом признается: «Я знал, но забыл». Если назвать ребенку этого возраста 15 хорошо знакомых слов, то воспроизвести он сможет от силы 2–3, а потом, скорее всего, отвлечется. Словесно-смысловая память начинает развиваться к 4–5 годам. Отныне фразы запоминаются не как наборы звуков (это дело слуховой памяти), а как блоки данных. К 5–7 годам дети обычно воспроизводят 4–5 слов из 15. Теперь им можно задавать наводящие вопросы и показывать картинки — подсказки пробудят ассоциативные связи, и результат, скорее всего, возрастет до 8–9 слов.
СИЛА ПАМЯТИ.
Какой памятью наделила вашего малыша мать-природа, можно в общих чертах определить с помощью нехитрого теста. Вам понадобится карточка размером 10×15 см с рисунком из трех линий, несколько чистых листов бумаги того же формата, что и карточка, карандаш или ручка. Вы показываете ребенку карточку и говорите что-то вроде: «Тебе нужно запомнить эту картинку и потом ее нарисовать. Если сразу не получится, я покажу ее еще раз, и еще — в общем, столько, сколько понадобится. Когда я скажу: „Внимание!“ — смотри на картинку. Когда я ее уберу — можешь рисовать». Карточка демонстрируется в течение 2 секунд. Для каждой новой попытки ребенок берет чистый лист бумаги, и так до тех пор, пока изображение не приблизится к оригиналу. В правильном рисунке должны примерно совпадать размеры, наклон и количество линий и пересечений.
Оцениваем результат
Умножьте количество показов карточки на 2.
• Получилось 10 и меньше — значит, ваш малыш наделен отличной природной памятью
• 12–30 — это показатель памяти средней силы
• 32 и больше — придется потрудиться, чтобы компенсировать скупость природы. Но ничего страшного — терпение и труд все перетрут.
Мнемотехники для самых маленьких.
Понятно, что до 3 лет, пока ребенок еще не осознает и не контролирует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, работать с памятью непросто, но, по мнению психологов, ускорить ее развитие на год-полтора все-таки можно!
ВАЖНО.
в силу возрастных особенностей дети лучше запоминают все яркое, ритмичное и звучное. Причем желательно «улучшать память» не сидя над книжкой, а в движении. Иными словами, веселые игры с педагогической точки зрения гораздо лучше унылой зубрежки.
Развиваем словесно-смысловую память.
Самое простое, что вы можете сделать, — это как можно больше разговаривать с ребенком. Обсуждайте с ним все, что происходит вокруг, вспоминайте события недавнего прошлого (например, завтрак или прогулку), читайте ему стихи, загадывайте загадки.
Набившая оскомину поговорка «Повторенье — мать ученья» в деле развития памяти работает стопроцентно. Поэтому будьте готовы к тому, что наследник запомнит из чего сделана карета Золушки только после пятнадцатого прочтения сказки. Чем больше вопросов вы зададите ребенку по итогам той или иной книги, тем лучше. Имейте в виду: двухлетние дети способны перечислить героев любимой истории, а в 5 лет они уже могут ее пересказать.
Играйте в слова. Называете два слова — например, телефон и ворона. Задача ребенка — придумать предложение, которое их соединит. Допустим, «Ворона украла телефон» или «Телефон кинули в ворону».
Еще одно веселое развлечение — «Магазин». Мама назначается продавцом, а, например, бабушка просит ребенка «купить» 5–7 наименований выставленного на продажу «товара». Тут главное — подобрать привлекательный с точки зрения малыша ассортимент: куклы, фрукты-овощи, цветные карандаши или машинки. Другой вариант — игра «Штаб». Допустим, Бэтмен (это вы) посылает Робина (это ребенок) с тайным донесением к папе-Спайдермену в соседнюю комнату. Послание должно быть передано дословно, иначе миру грозит страшная опасность.
Спасение рядового Рассеянного.
Средства, которые помогут ребенку запоминать больше и помнить дольше, называются мнемоническими приемами.
Вот некоторые из них.
Группировка
Практически любой материал можно разделить на части. Если малыш получил задание подсчитать и запомнить, сколько всего в доме стульев, нужно условно «разбить» дом на отдельные зоны и сперва пересчитать стулья в каждой из них.
В кухне их будет, скажем, 5, в спальне — 2, а в гостиной — 4. В дальнейшем этот способ пригодится, чтобы научить ребенка пересказывать истории. Делим текст на смысловые отрывки и обсуждаем с малышом каждый по очереди — нагрузка на память снижается пропорционально тому, на сколько кусков был разбит текст.
Ассоциация.
Любая новая информация связывается в памяти с уже известной — так устроена наша психика. Чтобы ускорить этот процесс, задавайте ребенку вопросы вроде: «Что напоминает это слово? На кого похожа эта тетя?» Известны случаи, когда люди запоминали имена, связывая их с цветами (например, Александр Петрович — фиолетовый, а Людмила Георгиевна — зеленая). Цифры обычно «соединяют» с памятными датами, номерами квартир или превращают в простое арифметическое действие. Скажем, требуется запомнить номер домофона 246: считаем, сколько будет 2 плюс 4, и узнаем третью цифру. Некоторые ассоциации могут показаться вам дикими, но главное, чтобы метод работал.
Схематизация.
Наша память часто нуждается в помощи извне, например в визуальных подсказках. Чтобы ребенок запомнил домашний адрес, нарисуйте для него карту местности — с улицей, детской площадкой, магазином, киоском мороженого и прочими интересными малышу объектами.
Достраивание.
Разрозненную информацию (допустим, список «продуктов» во время игры в магазин) легче запомнить, если придумать связки между словами или просто сочинить небольшую историю, в которой бы упоминались все предметы и факты. Классическое «А» — это «аист», «Б» — это «банан» — тоже достраивание.
Развиваем зрительную память.
Для этого подойдет «игра в наперстки» — только честная, конечно. Вам понадобятся 3–4 спичечных коробка. На глазах у ребенка спрячьте в одном из них пуговицу. Задача чада — показать, где она находится. Когда малыш натренируется, процесс можно усложнить: например, спрятать сразу несколько предметов, перетасовать коробки или выждать несколько минут, прежде чем задать вопрос.
Годится и игра в «пропажу». Положите на стол несколько разных предметов, дайте малышу пару минут, чтобы все изучить, а затем попросите его отвернуться. Пока он не видит, заберите что-нибудь одно, после чего спросите у детки, чего именно недостает. Возможные варианты игры: предметы меняются местами, и наследнику необходимо восстановить первоначальный порядок, а можно, наоборот, добавить какую-нибудь вещь к первоначальному набору — пусть ищет лишнее.
И ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ.
У некоторых дошкольников развит особый вид зрительной памяти — эйдетическая память (иногда ее называют фотографической). Одаренные фотографической памятью счастливчики с первого взгляда запоминают картинку, а затем легко описывают все увиденное вплоть до мелочей. Вопреки аспространенному мнению, ни о гениальности, ни о безумии эйдетическая память не свидетельствует — это просто возрастная особенность. Если же сей «талант» упорно сохраняется и в школьные годы, следите за ребенком особенно внимательно: вместо того, чтобы усердно учиться, он может вовсю использовать свои «сверхспособности». Ведь если можно просто «фотографировать» целые страницы текста, зачем ломать голову и разбираться, что к чему?
Вот и получается, что знания вроде бы имеются, но как связаны между собой различные факты — ребенок понятия не имеет.
Развиваем тактильную память.
Отличную службу здесь сослужат жмурки — ведь каждого пойманного следует ощупать, опознать (вспомнить) и назвать по имени. Можно развлекаться и с игрушками. Ребенку дают «Волшебный мешочек», в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.
Развиваем двигательную память.
К вашим услугам все, что связано с движением: пусть малыш танцует, играет в подвижные и спортивные игры, занимается физкультурой, на худой конец хотя бы делает зарядку. С совсем маленькими можно играть в «Робота». Вы «программируете» ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.
Развиваем слуховую память
Играем в «Пары». Для этого подбираем 10 пар слов, связанных друг с другом по смыслу, например «кошка-мышка», «хлеб-масло» и т.д., и трижды зачитываем их малышу. Через некоторое время (чем старше ребенок — тем больше перерыв) вы называете только первые слова из каждой пары, а наследник должен вспомнить вторые.
Игра в рифмы — тоже отличный способ тренировать слуховую память. Ну и конечно же, тут не обойтись без пения.
МАЛЬЧИШКИ и ДЕВЧОНКИ.
Установлено, что у мальчиков и девочек память развивается по-разному. Как ни странно, лет до десяти барышни опережают пацанов в том, что касается рационального мышления и словесно-смысловой памяти. Они лучше запоминают цифры и решают логические задачи, да и по развитию речи часто обгоняют сверстников противоположного пола. Мальчики же больше склонны к интуитивным, иррациональным решениям, у них лучше развита образная память. Со временем способности тех и других уравниваются, а потом на детей начинают влиять ожидания окружающих — и девочки вдруг заявляют, что «математика — это бр-р-р-р-р!».
ЗНАЛ, НО ЗАБЫЛ.
Серьезные проблемы с памятью — по большей части удел взрослых. Столь популярные в разговорной речи «маразм» и «склероз» детям тоже не грозят — ведь этими терминами совершенно неграмотно с медицинской точки зрения обозначают старческое слабоумие.
А вот травмы, эпилепсия, кома и опухоли, которые, к сожалению, случаются и у малышей, могут привести к амнезии, то есть исчезновению какого-либо объема воспоминаний. У детей чаще всего встречается дисмнезия — потеря эмоционально не окрашенных отвлеченных данных, например дат или терминов. Выявить подобное нарушение у маленького человека довольно сложно, ведь его память в большей степени оперирует образами, а не словами. Ребенок не помнит, в какой шкафчик класть одежду, где лежит его зубная щетка, и не может найти свой совок в песочнице? В такой ситуации ему прямая дорога к невропатологу!
Но может быть, речь идет об обычной забывчивости, причины которой не столь драматичны?
Банальная скука.
Признайтесь, вы и сами не любите делать что-либо, просто потому что так надо. Ребенку же категория «долг» вообще не понятна. Так, например, мотивировать чадо на зазубривание таблицы умножения грядущей карьерой невозможно — он же не может стать начальником прямо сейчас! А циферки ужасно скучны уже сегодня. Выход — игровые формы обучения.
Особенности восприятия.
Возможно, проблема не в памяти, а в слухе. Если фоносемантический слух не развит, никакая зубрежка не поможет научиться правильно писать диктанты. Часто мнимые проблемы с памятью возникают при подготовке к школе, когда от картинок и игрушек вы резко переходите к громоздким определениям и длинным текстам. Научите ребенка помогать себе при учебе картинками (пиктограммами или схемами) и находить логические связи в текстах, предварительно разделенных вами на своеобразные главки. Если наследник рассеян в быту, на помощь ему придет визуальная память. Веселые детские полотенца, зубные щетки в виде зверушек и яркие полочки призваны не только радовать глаз, но и дисциплинировать своего владельца. Хотите, чтобы дитя быстрее запомнило, куда какие игрушки складывать, — приклейте соответствующие картинки над каждым ящиком.
Сильный стресс.
Психологи установили, что чем тревожнее ребенок, тем сложнее ему собраться и запомнить что-либо. Например, резко падают успехи в учебе у малышей, папы и мамы которых бесконечно выясняют отношения друг с другом. То же самое происходит и с детьми, чрезмерно опекаемыми родителями.
Отсутствие привычки.
Дисциплина — вопрос воспитания. Малыш не сразу понимает, что ему всегда необходимо о чем-нибудь помнить. Карапуз не моет руки перед едой вовсе не из-за того, что он грязнуля, а потому что вы ленитесь ежедневно лично контролировать этот процесс. Сто раз помойте руки вместе с ребенком, сто раз вместе с ним сложите вещи в ранец — и в какой-то момент он сам начнет выполнять все это автоматически. Согласно исследованиям, для крепкого формирования полезной привычки достаточно сорока повторений подряд.
Низкая самооценка.
Это, пожалуй, самое важное. Даже если у вас уже руки от отчаяния опускаются, не говорите ребенку, что у него «дырявая башка, из которой все вылетает». Такие слова необыкновенно заразны — благодаря им вы действительно рискуете вырастить человека с плохой памятью. Просто потому что малыш вам поверит.