Развитие ребёнка от 3-х до 3-х с половиной лет.
К трем годам малыш уже многоеумеет: часто задает вам вопросы, пользуется двух- трехсловными предложениями, говоря, высказывает свои впечатления, мысли, имеетсловарный запас1000-1500 слов,понимает значение простых предлогов имножественного числа, знает время суток, называет два и более цвета.
Ребенок четвертого года жизниотличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и можетсовершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новыхинтересных впечатлений, и, таким образом, его знания об окружающем мирезначительно расширяются. Всё совершенней становится его ручная умелость, онпроявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенноовладевает координацией мелких движений рук. Это дает возможность совершенствованияспособностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большимэнтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием являетсябольшим достижением ребенка этого возраста. Изобразительная деятельностьребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно неважен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка.Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только кконцу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок,то есть оценивать результат своего труда. Величайшую роль изобразительнойдеятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают вседетские психологи.
С психологической точки зрениярисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадияписьменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности,в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а чтовторостепенным.
Ребенок четвертого года жизнине только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной:она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут игратьсамостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняютсяопределенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Такимобразом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролироватьсвое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удаетсяребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованияхвзрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости,дисциплинированности. Играя, малыш развивает творческое воображение, сообразительность,волевые качества, нравственные установки.
Отнеситесь к детской игре вэтом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремлениядетей к играм. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развиватьигровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными ненужными (на вашвзгляд) вещами домашнего обихода. Невозможно предугадать детскую фантазию.Именно в игре ребенок четвертого года жизни реализует свое стремление ксамостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мирчеловеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Такойскачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитиюречи.
На четвертом году жизни ребенокне просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, посуществу, занимается словотворчеством. Эту способность ребенка отразил К. И.Чуковский в своей книге «От двух до пяти». Вероятно, вы сможете дополнить этукнигу оригинальными высказываниями своего ребенка.
Слова, которые создаются ребенкомтрех-пяти лет, всегда узнаваемы, всегда несут смысловую нагрузку. Такоесловотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченнойречи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.