Развитие ребёнка от 4-х до 4-х с половиной лет.
К четырем годам навыки и умения вашего малыша еще более совершенны: он владеет словарем примерно в 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов,задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?», использует выражения типа: "я думаю, что..." и «я надеюсь, что...», выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет находится вне поля зрения, правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, правильно произносит звуки.
На пятом году жизни ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки,рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов и их признаки. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна. Вот как рассуждают дети: «Ветер дует, потому что деревья качаются.Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами», Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает в такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы,времена года и т.д. К пяти годам постепенно начинает формироваться сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может выучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д. При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.
Благодаря развитию речи, мышления,памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок этого возраста воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства.Ребенок хочет походить на положительного героя, и, таким образом, сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями,идеалами и нормами жизни. Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается.Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению».
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства,например, так: посадите ребенка но стул, в кресло, на скамейку и скажите ему,чти он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время,занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно.
К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать. Все,кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт его характера.
Обязательно приучайте ребенка к труду, старайтесь делать с ним самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности. Обращайтесь с просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь, подержи совок, пока я подметаю». Или так: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит. Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.