П.Д. Ваганов
Российский государственный медицинский университет, г. Москва
При оценке физического развитая ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.
На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние как эндогенные факторы - здоровье родителей, так и факторы внешней среды - питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. С тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более ранние сроки. Это явление получило название акселерации. Акселерация проявляется уже в большей массе плаценты и в большей длине и массе тела новорожденных. Так за 30-40 лет средняя длина новорожденных увеличилась на 1 см., а масса тела на 200-300 граммов. Масса тела грудных детей удваивается на 1-2 месяца раньше, окружность груди быстрее "обгоняет" окружность головы.
Для объяснения причин акселерации выдвинуто несколько теорий, Некоторые авторы отводят существенную роль питанию, так как произошла качественная и количественная перемена в питании (повысилось потребление белков и жиров на душу населения). Другие считают, что акселерация связана с влиянием витаминов группы В, особенно вит. В6, Третьи говорят о влиянии урбанизации на ускорение физического развития. Снижение заболеваемости в раннем детстве также влияет на процесс акселерации. Энергия обмена веществ, которая при частых заболеваниях потребляется только для поддержания главных функций организма, при пониженной заболеваемости - может идти на функции созидания. Высказывается мысль о стимулирующем влиянии на рост и развитие детей электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио и телепередаточных станций. Некоторые учёные связывают явления акселерации с уровнем космических излучений.
Однако, ни одна из этих теорий не объясняет полностью, почему процесс акселерации наблюдается в разных климатических зонах, во всех национальных и социальных группах населения. По-видимому, существует какая-то общая причина, определяющая это явление. По мнению многих исследователей её надо искать в генетике. Показано участие генетических факторов - постоянного смешивания населения (гетеролокальные браки) и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом. Вероятно, правы те исследователи, которые считают, что в течение времени в силу различных причин изменялся и сам генотип, сначала отдельных людей, а затем и человеческих популяций в целом. Социальные же условия жизни в каждой стране определяют темпы акселерации. Многие ученые считают, что причиной акселерации является комплекс социальных, биологических и природных условий и факторов, характерных для эпохи социально-экономических преобразований, обусловленных научно-техническим прогрессом. Одним из наименее изученных вопросов акселерации является её влияние на характер патологии. Ряд изменений в течении заболеваний в последние десятилетия связывают с акселерацией.
Экзогенные факторы - это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим).
Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:
Рост;
Массу тела;
Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
Статические функции (двигательные умения ребенка);
Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
РОСТ. Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. Рост и развитие детей считаются одним из лучших критериев состояния здоровья населения. Рост – отражение системного процесса развития. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени, замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов 1999 г.).
Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года. У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.
За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см., однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.
За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.
МАССА ТЕЛА. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.
Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии - 400г.
В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ. При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).
У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.
Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди - над бровями
Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.
У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном - на 1-2 см в год.
Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a у детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей - к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.
Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение длительного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необходимость разрабатывать местные стандарты, т.е. условные нормы, полученные на основании обследования больших однородных групп детей.
СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).
В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову, в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот, в 5,5 –6 месяцев - хорошо поворачивается с живота на спину, в 6 месяцев - сидит, если его посадили, в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам, в 9 месяцев – хорошо стоит, в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой, к 12 месяцам – самостоятельно ходит.
Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.
СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ. Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.
Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.
Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.