Семейный детский центр "Ди Го-Го" г.Балашиха ул.Ленина 2/5

Объявление

Добро пожаловать на форум ДиГо-Го. Обменивайтесь мнениями на любые интересующие Вас темы. Нам так же очень важны Ваши отзывы о нас. Критика принимается. Этот форум для Вас. Удачи. :)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Семейный детский центр "Ди Го-Го" г.Балашиха ул.Ленина 2/5 » Советы педагога. Задаем вопросы. » Как расширить словарный запас детей 3-4 лет?


Как расширить словарный запас детей 3-4 лет?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе уже и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. "Правильно, ты еще маленький!”
Конечно, 3 и 4 года — еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой — маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.
Предлагаемые вашему вниманию маленькие сказки были апробированы родителями и гувернерами в повседневной работе с детьми старше трех лет.
Сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой —маленький, крупный —мелкий и т. д.) и сравнения (больше —меньше и др.).
Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще раз к одной и той же сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения. Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевести их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша рассуждать, что значит "большой, огромный мир”; пусть на реальных предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем сам даст точное определение: "Эта палка толще, но короче”. Услышав такой ответ, вы можете по достоинству оценить меру собственного педагогического таланта.
Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.
http://s1.uploads.ru/t/ueM4A.jpg  http://sf.uploads.ru/t/HPhTl.jpghttp://sd.uploads.ru/t/ujNHq.jpg 

БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ
Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева.
"Какие вы еще маленькие, крохотные!” — каждый раз приговаривала мама-лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.
Как-то раз мама-лиса строго сказала: "Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь!”
Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно одним, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.
Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: "Если будет страшно, успею спрятаться!” Решил и сразу успокоился.
Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем не боится их. Удивляется Туся: "Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!”
Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока-белобока, большая, черно-белая. Только подбежали к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: "Такая большая, намного больше бабочки, а боится!”
И тут лисенка одолело сомнение: "Как же так? Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!” И тут же вспомнил бабочку. "Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый! — успокоил себя Туся. — Надо проверить”.
Смотрит лисенок — мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. "Меньше меня!” — подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!
Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама-лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: "Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума-разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!”
"Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!” — хнычет Туся. "Растите, растите! Всему свое время, — смеется мама-лиса, — а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!”http://s0.uploads.ru/t/aGWH2.jpg

0

2

ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ
"Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить”, — сказала мышатам мышка-мать.
"Возьмите меня с собой, я уже большая!” — стала просить маму маленькая Фаня.
"Хорошо! — согласилась мама. — Только предупреждаю, дочка, не пищать!”
Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевай под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя — потеряешься.
Видит мышка-мать — устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: "Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?”
Мышка-мать строго отвечает: "Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас”.
Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: "Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит”.
"Он такой большой, выше тебя!” — шумят мышата.
"Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!” — объяснила мышка-мать.
Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: "Большая трава — значит, высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик — значит, высокий. А может не высокий?”
Кончился лес, впереди поле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: "Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!”
"Не радуйся понапрасну! — остерегает дочку мышка-мать. — Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле — лисы, высоко в небе — ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!”
Вскочила мышка-мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: "Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что — сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!”
Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись все в обратный путь. Идут не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногами перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: "Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опасно!”
Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: "Оказывается, большая трава — это высокая, а маленькая — низкая”. Думала, думала и крепко уснула.
И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое небо и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка-муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка-мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.
http://sg.uploads.ru/t/YAHxP.jpg
http://s2.uploads.ru/t/m0rAL.jpg

0

3

КРУПНЫЙ - МЕЛКИЙ
Рыщет волк по лесу, добычу ищет. Бежит он по темному бору, а сверху огромная шишка — бух! Больно треснула волка по спине. Поднял волк голову, а сверху смотрит на него испуганная белочка: "Извини, волк. Сорвалась шишка с ветки”.
"И что ты за непоседа такая! — заворчал волк. — Смотрю я на тебя и удивляюсь: скачешь день-деньской с ветки на ветку, с дерева на дерево. Смотри, сколько шишек висит, да так низко!”
"Верно, низко! — соглашается белочка. — Да только внизу маленькие шишки, орешки в них мелкие. А наверху шишки большие, в них орехи крупные, сладкие”.
"Как рассуждает белка! Большие орехи называет крупными, маленькие — мелкими. Умная!” — с уважением подумал волк.
Бежит дальше, навстречу еж идет, корзину еле тащит. Заглянул волк в корзину, похвалил ежа: "Молодец! Большие ягоды набрал!”
Приятно ежу, улыбается: "Да, крупные! Ежат-внучат побалую”.
"Ишь ты, как говорит: крупные ягоды!” — отметил волк.
Подошел к реке, а там медведь по брюхо в воде стоит, что-то разглядывает.
"Что потерял, сосед?” — участливо спрашивает волк.
"Да не потерял, рыбу ловлю!” — отвечает мишка.
"Чего же ты ждешь? — удивляется волк. — Вокруг тебя столько рыбешек снует, да шустрые какие!”
"Да мелочь все это! — говорит медведь. — Мелкая рыбешка — одна морока, сплошные кости. Я жду, когда крупная подплывет. Уж ее-то я не упущу!”
"Опять я оплошал! — сокрушается волк. — Рыба-то бывает крупная и мелкая!” И вдруг увидел под кустом мышку. Сидит, лапками что-то быстро-быстро перебирает. "Съесть ее, что ли? — думает волк. — Да уж больно мелкая. Не трону!” Пригляделся, а мышка в одну сторону откладывает зерна помельче, в другую — покрупнее. "Знаю, знаю! — обрадовался волк. — Это крупные и мелкие зерна. Значит, запасы к зиме готовит”.
Оглянулся серый, заяц идет, до земли согнулся, тащит на спине охапку свежей моркови.
"Эй, косой! — окликнул волк заяца. — Почему несешь вместе и крупную, и мелкую морковку? Непорядок!”
"Да некогда мне было выбирать, где крупнее, где мельче! — оправдывается заяц. — Быстрее надергал, пока собак в огороде не было, да бежать!”
"И то верно, — думает волк. — Я тоже, как увижу стадо, выбираю овцу покрупнее, а там — как получится. Плохо воровать — выбирать некогда”.
http://s5.uploads.ru/t/CsW7t.jpg    http://s2.uploads.ru/t/s17t8.jpg

0

4

ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ
Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. "Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!” — фыркнул котенок.
"А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее
ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу — любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!”
"Фи! — опыть фыркнул котенок. — Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя такой маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!”
"Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! — засмеялся зайчонок. — Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему”.
"А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!” — послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят — а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. "Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево”, — пояснила она.
"А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! — расхвастался зайчонок. — Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг — и был таков! Только меня и видели! Нас, зайцев, уши да ноги спасают”.
"Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! — возмутился котенок. — Ты что, всех боишься?”
"Врагов у меня в лесу много! Боюсь”, — сокрушенно вздохнул зайка.
"А вот у меня ног почти не видно”, — послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.
"Ой, верно! — удивился котенок. — Такие маленькие ножки!”
"Не маленькие, а короткие, — уточнил ежик. — Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как ни спеши”.
    Возвращаясь домой, котенок твердил: "Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие — короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!” И вдруг малыш остановился как вкопанный. "Какой же я глупый! — с ужасом сказал он себе. — Я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим — короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!” — решил котенок.
http://s1.uploads.ru/t/PK9Zc.jpg

0

5

ШИРОКИЙ - УЗКИЙ
Весело прыгал лягушонок Квакша вдоль ручья, налетел на ежа, еле увернулся. "Ты что здесь стоишь? — закричал он ежу. — Чуть колючками своими меня до смерти не заколол!”
"Я тебя не трогал, — миролюбиво ответил ежик. — Вот стою, прикидываю, как бы через ручей перебраться”.
"Ха! — отозвался лягушонок. — Вот уж проблема! По мне что большая река, что маленький ручей. Ноги у меня длинные, прыгаю я высоко, далеко и плавать хорошо умею”.
"У меня ноги короткие, но плавать я тоже умею. Только недолго, устаю быстро, — признался ежик. — Поэтому узкий ручей я еще одолею, а вот широкую реку приходится обходить стороной”.
Засел лягушонок в густых камышах, чтобы никто ему не мешал, и стал думать: "Интересно ежик говорит! Большую реку называет широкой, маленький ручей — узким. Только бы не забыть!”
Выглянул из камышей лягушонок — утка плывет. "Все твердят, что утки умные. Вот сейчас и проверим!” — решил Квакша.
Запрятался лягушонок понадежней в высоких камышах, а как утка подплыла ближе, он возьми и спроси ее: "Утка, утка, а ты знаешь, что широким бывает?”
"Как не знать! — спокойно отвечает утка. — У меня на лапках перепонки широкие, шире твоих. Нырну, быстро тебя догоню! А уж клюв такой широкий, что как схвачу за ногу, ни за что не вырвешься!”
"И впрямь поймает!” — с ужасом подумал Квакша и как выпрыгнет на берег. Угодил, бедняга, в крапиву. Сидит, не шелохнется. Отдышался и скорее прочь от ручья прямо в лес.
В лесу тихо, прохладно. Слышит лягушонок — стучит кто-то. Любопытство его разобрало. Поскакал, остановился под деревом, слушает — сверху стук доносится. Поднял голову — высоко на дереве дятел сидит, клювом кору долбит, да так увлекся, ничего кругом не замечает. Постучал Квакша лапкой по дереву, позвал: "Дятел, а дятел! Я нынче узнал, что бывает широким, а что узким!”
"Вот уж открытие! — отозвался дятел. — У меня с малолетства клюв узкий, острый, как шило, в любую щель пролезает. Я им достаю из-под коры личинок, гусениц. Спасаю лес!”
"Вот оно что! — ахнул лягушонок. — Все знают, что бывает широким, что узким. Один только я непросвещенным расту!”
http://s1.uploads.ru/t/1AfiK.jpg

0


Вы здесь » Семейный детский центр "Ди Го-Го" г.Балашиха ул.Ленина 2/5 » Советы педагога. Задаем вопросы. » Как расширить словарный запас детей 3-4 лет?