Даже если вы выбирали школу для ребенка очень тщательно, изучали отзывы и "искали ходы" - может случиться так, что все изменится. Как понять, что пора искать что-то более подходящее?
ОН НИ С КЕМ НЕ ДРУЖИТ
Школа - это не только уроки и способ нашпиговать ребенка знаниями, подготовить к экзаменам и научить решать олимпиадные задачи. В школе он проводит больше, чем половину дня - и ему должно быть там комфортно, и, главное, должно быть, с кем поговорить и с кем почувствовать общность. Есть приятели? Отлично, значит, есть возможность ощущать себя членом стаи, поискать свое место в этом мини-обществе, и есть шанс, что приятельство перерастет в дружбу. А вот если не только приятелей в классе нет, но и буквально не с кем за день словом перекинуться, а интересы и увлечения всего класса прямо противоположны всему тому, что радует вашего ребенка - пора поискать ему другую стаю.
У НЕГО КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ Совсем без конфликтов и недопониманий, наверное, не обойтись за 11 лет учебы. Но случаи бывают разные, и хороший учитель обычно помнит, что общается с ребенком, а не с равным взрослым, и ситуация будет разрешена тем или иным способом. А вот если ваш ребенок регулярно носит незаслуженные двойки или замечания, явно и сильно не любит, боится или избегает одного из учителей - возможно, конфликт зашел уже слишком далеко.
ОН СТАЛ ОБЪЕКТОМ ТРАВЛИ Школьный буллинг - это, на самом деле, огромная проблема. Если ребенка в классе дразнят, а затем это переходит в настоящую травлю - помочь могут только учитель, школьный психолог и администрация школы, и реакция должна последовать немедленно - тогда положение еще можно исправить. Если же позиция школы - не вмешиваться в детские конфликты, формально пожурить обидчиков или сообщить вам, родителям, что все произошло из-за вашего подхода к воспитанию своего ребенка - такую школу лучше сменить.
ОН ПОЛУЧАЕТ СПЛОШНЫЕ ПЯТЕРКИ И СКУЧАЕТ Ваш ребенок - отличник. С одной стороны, это замечательно (особенно, если вы не сидите с ним за уроками и вообще самоустранились от его учебы). С другой стороны, легкие пятерки и понимание, что он без особых усилий находится выше среднего уровня подготовки остального класса, рано или поздно лишат ребенка мотивации - зачем напрягаться, если и так все получается? Во-первых, ему становится скучно - нет трудностей и вызовов, нечего преодолевать, во-вторых - репутация отличника скоро заработает против него - где-то ошибку не заметят, где-то лень простят. Так что если вы видите вал пятерок - для начала, проверьте, соответствуют ли они реальным знаниям, а потом ищите школу, где общий уровень будет повыше.
У НЕГО ИЗМЕНИЛИСЬ ИНТЕРЕСЫД а, интересы у детей меняются часто, но после 12-13 лет они уже становятся более явными. Если мальчик с выраженным интересом к физике и робототехнике учится в школе с углубленным изучением французского языка - он не получает возможности знакомиться с теми областями, которые для него сейчас на первом месте (а заодно пострадает и французский). Зона ближайшего развития предполагает: то, что сегодня ребенок освоил с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно, но если интересы не поддерживать - они угаснут. Есть у ребенка явные склонности к какой-то области - значит, найдется и школа, где эти склонности смогут развить.