Чуткое ухо, зоркий глаз
Дельфины, воспринимающие ультразвук, или кошки, видящие в темноте, даже не задумываются о совершенствовании своих суперспособностей и спокойно используют их в решении повседневных проблем. У человека все иначе: мы умеем здраво оценивать собственные возможности и понимаем, что даже врожденные навыки нуждаются в постоянных тренировках. Так как же развить у ребенка органы чувств, чтобы он мог максимально пользоваться тем, чем одарила его природа?

ОСЯЗАНИЕ
Часто на детской площадке можно наблюдать малышей, которые, попытавшись взобраться на горку, застывают на первой же ступеньке или, например, совершенно не умеют самостоятельно кататься на качелях. Дело тут вовсе не в лени и не во вредности характера, как может показаться на первый взгляд, а в банальном неумении управлять собственным телом. Одной из самых частых причин неловкости или медлительности является недостаточное развитие осязания. Телесные ощущения – основа любого точного движения: без них невозможно скоординировать работу рук и ног, выбрать правильную позу и рассчитать силу или скорость броска.
Развиваем представления о собственном теле.
Спросите у ребенка, где находятся лодыжка или предплечье, и он начнет озадаченно шарить руками по коленкам. Следующие игры помогут выучить сложные названия и познакомят малыша с целой гаммой разнообразных ощущений.

«Путаница».
Игра похожа на известную песенку из стандартного репертуара детских дискотек: «Head, shoulders, knees and toes» («голова, плечи, коленки и пальцы ног»). Сначала взрослый медленно называет те или иные части тела, а ребенок показывает их на себе. Постепенно ваша речь должна становиться все быстрее и быстрее, задача малыша – без ошибок выполнять «ускоренные» указания.
«Угадайка».
Попросите ребенка закрыть глаза, а затем коснитесь какой-нибудь части его тела и сразу же уберите руку. Предложите карапузу, не открывая глаз, показать место, до которого вы только что дотронулись, и сказать, как оно называется. Затем пусть малыш откроет глаза и покажет тот же самый «участок» на вашем теле.

«Боди–арт».
Попросите чадо закрыть глазки. Затем на его спине, груди, руках или ногах «нарисуйте» пальцем геометрическую фигуру, букву или цифру и попросите отгадать, что именно вы «изобразили». Важно, чтобы все «нарисованные» вами объекты были хорошо знакомы ребенку.
Развиваем точное восприятие формы, размера и фактуры предмета на ощупь.
«Волшебный ящик».
Возьмите большую обувную коробку, вырежьте в ее стенке круглое отверстие (так, чтобы туда могла пролезть рука) и положите внутрь несколько маленьких предметов. Задача малыша – на ощупь определить содержимое коробки.
«Свой камушек».
Для этой игры требуется минимум 5 участников. Игроки усаживаются кругом и закрывают глаза, а ведущий раздает каждому из них по камушку или бусинке (все они должны немного различаться по форме и размеру). Затем каждый игрок передает свой камушек соседу справа и так далее. Когда к ребенку в руку снова попадает «исходный» камень, он должен оставить его у себя. Выигрывает тот, кто нащупал «свой» предмет первым.

ВАЖНО.
Чтобы ведущий без проблем смог определить выигравших, камушек каждого участника должен быть предварительно помечен.

«Найди пару».
Для этой игры понадобится коробка с отверстиями или небольшой мешок. Приготовьте картонные квадраты со стороной 5-7 см: два квадрата обклейте бархатной бумагой, еще два – фольгой, еще два – полиэтиленом и т. д. Всего у вас должно получиться 10-12 пар. Затем один квадрат из пары отправляется в мешок, а другой укладывается на стол «лицом вниз». В порядке очереди каждый игрок переворачивает одну из карточек и за 10 секунд пытается отыскать такую же в мешке или коробке. Побеждает тот, кто сумеет найти наибольшее количество пар.
Развиваем координацию движений рук и ног без участия зрения.

«Ноги как руки».
Разбросайте по полу носовые платки или куски материи со стороной не меньше 15 см. Предложите ребенку снять обувь и носки, закрыть глаза и собрать «лоскуты», нащупывая, подцепляя и захватывая их пальцами ноги. Поднимать платки нужно на такую высоту, чтобы их можно было перехватить рукой.
Развиваем скорость двигательной реакции.

«Колечко».
В этой игре наверняка не раз участвовали и вы сами, и даже ваши родители, но правила мы на всякий случай повторим. Все участники садятся в ряд и выставляют вперед сомкнутые ладошки. Задача ведущего незаметно переложить колечко из своих рук в ладони одного из игроков. По окончании кона произносится фраза «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», в этот момент «властелин кольца» должен быстро вскочить и добежать до ведущего, в то время как все остальные будут пытаться удержать его на месте.

«Два прихлопа».
Участники садятся кругом и перекрещивают руки таким образом, что одна из них ложится на свое колено, а вторая – на колено соседа. Затем игроки начинают отбивать ритм, последовательно хлопая по коленкам: 1 раз по своему и 2 раза по чужому. Выигрывает тот, кто реже всех сбивался.
«Строитель».

На полу разложены деревянные кубики. Ребенок должен закрыть глаза, собрать все «кирпичики», а затем – так же вслепую – построить из них максимально высокую башню.

ВКУС
Вкусовые ощущения наравне с тактильными включаются в психологическую деятельность с самых первых дней жизни младенца. Однако потенциал их развития гораздо более ограничен: физиологи и нейропсихологи считают вкусовое восприятие весьма примитивным процессом и, при всем уважении к гурманам, отказываются причислять его к высшим психическим функциям. Тем не менее, для  полноценного развития ребенок должен уметь осознавать свои пристрастия в еде, различать свежие и несвежие продукты и называть словами различные вкусовые ощущения.
Развиваем представления о разнообразии вкусовых ощущений.

«Подбери мордашку».
Возьмите 5 картонных карточек и нарисуйте на каждой из них лицо с определённым выражением: «сладко», «ки-и-сло», «фу…» (горько), «соле-е-ное» и «ой, острое!». Разложите на блюдцах ломтики лимона, печенья, кусочки редьки, щепотку соли и крупинки черного перца, а затем предложите малышу попробовать все предложенные вами продукты и расставить тарелочки около соответствующих карточек.

«Волшебные превращения».
Разложите продукты по блюдцам и предложите детке смешать некоторые из них так, чтобы получился новый вкус. Главное, следите за тем, чтобы ребенок не решил запить соленые огурцы молоком!
Развиваем словарный запас, относящийся к вкусовым ощущениям.
«Назови блюдо».
Попросите детку описать словами вкус каждого из сочетаний, которое он придумал в игре «Волшебные превращения».

«Разборчивый повар».
Расставьте на столе 7-10 мисок разного цвета, а перед ними положите продукты на блюдечках. Пусть ребенок разложит по сосудам «кисло-сладкую» еду, «сильно соленую», «слабосоленую», «приторно сладкую», «с горчинкой» и т. д. Чтобы малыш не запутался, напоминайте ему, что и в какой миске у него уже лежит.

ОБОНЯНИЕ
Запахи обладают уникальной возможностью влиять на эмоциональное состояние человека, поэтому очень важно научить малыша отслеживать перемены в своем настроении в зависимости от окружающих его ароматов. Карапузу, умеющему замечать эти изменения, будет проще удержаться от вспышек агрессии или капризов. Обоняние тесно связано с вкусовыми ощущениями, поэтому для его развития можно использовать уже описанные в предыдущей главе упражнения, заменив продукты с различным вкусом на предметы (продукты), отличающиеся по аромату.
ВАЖНО.
Определив, какие запахи успокаивают малыша, а какие, наоборот, бодрят, можно использовать их в повседневной жизни. Например, подбирая специальную пену для вечернего купания.

ЗРЕНИЕ
85% информации об окружающем мире поступает к нам через зрение: глаза обеспечивают возможность различать объекты, а также оценивать расстояния и отношения между ними. Без хорошо развитого зрительного восприятия невозможно освоить ни буквы, ни цифры, ни ноты, ни какие-либо другие символы. Кроме того, развитие зрительных навыков значительно улучшает внимание, память и мышление малыша.
Развиваем восприятие цвета, размера и формы предметов.

«Закрыто на учёт!».
Возьмите 20-25 «разнокалиберных» деталей конструктора и попросите ребенка рассортировать их по форме, цвету или, например, размеру. Упражнение можно усложнить, задав сразу несколько параметров для сортировки.

«Найди разницу».
Задания типа «Найди 7 отличий между картинками» обостряют зрительное восприятие и внимание: их можно увидеть в любом детском журнале или сборнике задач по подготовке к школе. Однако для большего развивающего эффекта постарайтесь подобрать картинки так, чтобы они отличались по уровню сложности и по количеству отличий.
Учимся формировать целостный зрительный образ.
«Разрезные картинки».
Разрежьте картинку на несколько частей и попросите детку ее собрать. Ребенку 3-4 лет не стоит давать больше 4 кусочков, а дети постарше могут спокойно осваивать разнообразные пазлы.

«Спрятанные картинки».
Нарисуйте простым карандашом контур зайца, а поверх него – с небольшим смещением – контур медведя, волка, лисички и т. д. Предложите детке угадать, какие животные спрятаны на картинке. Другой вариант этого задания – маскировка различных объектов: например, среди множества птиц может прятаться цветок.
Развиваем пространственное восприятие предметов.

«Повторюшка».
Приступив к этому заданию, ребенок перестает быть просто мальчиком или девочкой – он превращается в «зеркало», повторяющее любые действия родителя. Пусть сначала это будут несложные позы, жесты или гримасы. Затем можно попробовать нарисовать домик и попросить детку как можно точнее скопировать изображение. Чтобы усложнить задачу, снабдите свой дом разнообразными деталями: дверцей, шторами, цветочным горшком и т. п.
«Вторая половина».
Нарисуйте половину какого-либо предмета и предложите малышу дорисовать симметричную часть.

СЛУХ
Для распознавания звуков в нашем мозгу существуют две отдельные системы нервных клеток: «речевая» – в левой височной области и «неречевая» – в правой. Для того чтобы у ребенка были нормально развиты и речь, и чувство ритма, обе группы клеток необходимо постоянно стимулировать извне.
Развиваем восприятие природных и бытовых звуков.

«Шумящие коробочки».
Наполните пластиковые контейнеры различными крупами или предметами и предложите карапузу погреметь каждым из них. Пусть попробует угадать, что находится внутри.

«Кто так говорит?».
Послушайте вместе с малышом диск с записью звуков природы, голосов птиц или животных и помогите ему определить, кто или что издает тот или иной звук.

«Тук–тук».
Придумайте ритмический рисунок и отстучите его, используя руки и ноги, например: 2 удара в ладоши,  удар правой ногой, удар левой ногой и 3 хлопка правой рукой по коленке. Попросите детку повторить этот зажигательный папуасский танец.

Развиваем речевой слух.
«Найди звук».
Четко произнесите какой-нибудь звук и договоритесь с ребенком: как только он услышит его еще раз – пусть поднимет руку или присядет. Затем произнесите подряд 10-15 звуков, среди которых несколько раз будет звучать загаданный.

«Слово за слово».
Для развития речевого слуха очень полезна игра «в города». Если малыш пока еще не очень хорошо ориентируется в географии, можно просто предложить ему называть слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего.

«Волшебный рассказ».
Поиграйте с карапузом в писателей или сказочников: вместе сочините рассказ, все слова в котором (за исключением предлогов и союзов») начинались бы с одной и той же буквы, например: «Важный волк выпил всю воду и велел выкупить у владелицы ведро вешенок». Если малыш путает похожие звуки, игру можно использовать для тренировки их правильного восприятия и произношения: скажем, одна история может быть на букву «с», а другая – на «з».