Играй, пока молодой
Игра – это, наверное, единственная сфера жизни, в которой дети понимают значительно больше, чем взрослые. Так почему же мы постоянно вмешиваемся в их развлечения и пытаемся заставить действовать по правилам? Правильно, потому что мы хотим, чтобы наши малыши занимались исключительно полезными и нужными вещами. Но ведь и развивающее занятие тоже можно превратить в веселую и увлекательную игру: уверяем вас, это совсем не так трудно, как кажется.
22 августа 2012 поделись
З наменитые советские психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин утверждают, что на каждом возрастном этапе можно выделить так называемую ведущую (основную) деятельность, и для дошкольников таким «главным делом» является именно игра. Только играя, ребенок может научиться общению, самоконтролю и умению трезво оценивать свои силы. Во время нехитрых, на наш взгляд, развлечений у малышей развиваются интеллект и творческие способности, формируются представления об этике и окружающем мире – в общем, переоценить этот процесс практически невозможно. Главное, не смотреть на ребенка со стороны, а играть и радоваться вместе с ним!
Сказочные тропинки
Безусловно, у игры, как и у любого другого серьезного процесса, есть свои разновидности: развлечения могут быть абсолютно бессмысленными и даже вредными, а могут – яркими, необычными и развивающими. Конечно же, любым родителям хочется, чтобы их ребенок проводил время не только весело, но и с пользой. Для начала давайте устроим небольшой эксперимент: из приведенного ниже списка вычеркните те пункты, которые, по вашему мнению, категорически не являются игрой.
1. Петь песню.
2. Считать от 1 до 10.
3. Рисовать.
4. Чеканить мяч.
5. Читать стихотворение.
6. Играть на дудочке.
7. Складывать из бумаги самолетик.
8. Собирать ягоды.
9. Кататься на велосипеде.
10. Составлять слова из магнитных букв.
Скорее всего, вы вычеркнули 2, 5 и 10 пункты. И вы абсолютно правы – эти действия не имеют к игре ровным счетом никакого отношения, но, тем не менее, при желании даже их можно сделать веселыми и по-настоящему увлекательными для малыша. Скажем, вы пытаетесь научить кроху считать. Монотонное «1,2,3, ой, забыл» способно свести с ума кого угодно! Вместо нудного перечисления лучше предложите ребенку представить себя космонавтом, сидящим в ракете: пусть проверит свой шлем (подойдет обычная шапка), «пристегнется» (покрепче затянет пояс), сосредоточится и начнет предвзлетный отсчет: один, два, три… Пуск! Через секунду корабль приземлится на какой-нибудь загадочной планете (например, на диване), и космонавт вволю на ней накувыркается.
В «Ракету» можно играть ежедневно, главное – вносить в привычный ритуал некоторое разнообразие. Сегодня конечный пункт путешествия – небесное тело под названием «Объеденье» (завтрак, обед или ужин), завтра – «домик Мойдодыра» (умывание) или, например, «Сонное царство» (кровать). Вы и сами не заметите, как лихо малыш освоит «этот противный счет».
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Любые действия малыша можно без проблем превратить в игру:
приправив их сказочным сюжетом;
задействовав актерские способности крохи (они есть у всех детей);
добавив соревновательный азарт (кто первый найдет нужные буквы для слова «дом», получит приз и т.д.).