Семейный детский центр "Ди Го-Го" г.Балашиха ул.Ленина 2/5

Объявление

Добро пожаловать на форум ДиГо-Го. Обменивайтесь мнениями на любые интересующие Вас темы. Нам так же очень важны Ваши отзывы о нас. Критика принимается. Этот форум для Вас. Удачи. :)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Умеет ли играть ваш малыш.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Играй, пока молодой
Игра – это, наверное, единственная сфера жизни, в которой дети понимают значительно больше, чем взрослые. Так почему же мы постоянно вмешиваемся в их развлечения и пытаемся заставить действовать по правилам? Правильно, потому что мы хотим, чтобы наши малыши занимались исключительно полезными и нужными вещами. Но ведь и развивающее занятие тоже можно превратить в веселую и увлекательную игру: уверяем вас, это совсем не так трудно, как кажется.
22 августа 2012 поделись

З наменитые советские психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин утверждают, что на каждом возрастном этапе можно выделить так называемую ведущую (основную) деятельность, и для дошкольников таким «главным делом» является именно игра. Только играя, ребенок может научиться общению, самоконтролю и умению трезво оценивать свои силы. Во время нехитрых, на наш взгляд, развлечений у малышей развиваются интеллект и творческие способности, формируются представления об этике и окружающем мире – в общем, переоценить этот процесс практически невозможно. Главное, не смотреть на ребенка со стороны, а играть и радоваться вместе с ним!
Сказочные тропинки
Безусловно, у игры, как и у любого другого серьезного процесса, есть свои разновидности: развлечения могут быть абсолютно бессмысленными и даже вредными, а могут – яркими, необычными и развивающими. Конечно же, любым родителям хочется, чтобы их ребенок проводил время не только весело, но и с пользой. Для начала давайте устроим небольшой эксперимент: из приведенного ниже списка вычеркните те пункты, которые, по вашему мнению, категорически не являются игрой.

1. Петь песню.
2. Считать от 1 до 10.
3. Рисовать.
4. Чеканить мяч.
5. Читать стихотворение.
6. Играть на дудочке.
7. Складывать из бумаги самолетик.
8. Собирать ягоды.
9. Кататься на велосипеде.
10. Составлять слова из магнитных букв.

Скорее всего, вы вычеркнули 2, 5 и 10 пункты. И вы абсолютно правы – эти действия не имеют к игре ровным счетом никакого отношения, но, тем не менее, при желании даже их можно сделать веселыми и по-настоящему увлекательными для малыша. Скажем, вы пытаетесь научить кроху считать. Монотонное «1,2,3, ой, забыл» способно свести с ума кого угодно! Вместо нудного перечисления лучше предложите ребенку представить себя космонавтом, сидящим в ракете: пусть проверит свой шлем (подойдет обычная шапка), «пристегнется» (покрепче затянет пояс), сосредоточится и начнет предвзлетный отсчет: один, два, три… Пуск! Через секунду корабль приземлится на какой-нибудь загадочной планете (например, на диване), и космонавт вволю на ней накувыркается.
В «Ракету» можно играть ежедневно, главное – вносить в привычный ритуал некоторое разнообразие. Сегодня конечный пункт путешествия – небесное тело под названием «Объеденье» (завтрак, обед или ужин), завтра – «домик Мойдодыра» (умывание) или, например, «Сонное царство» (кровать). Вы и сами не заметите, как лихо малыш освоит «этот противный счет».
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Любые действия малыша можно без проблем превратить в игру:
приправив их сказочным сюжетом;
задействовав актерские способности крохи (они есть у всех детей);
добавив соревновательный азарт (кто первый найдет нужные буквы для слова «дом», получит приз и т.д.).

0

2

Игра воображения
Малыши постоянно фантазируют: мальчишки представляют себя сильными рыцарями или бесстрашными супергероями, а девочки – прекрасными принцессами или могущественными феями. Именно воображение и является основой игрового творчества. В момент игры на ребенка перестают действовать законы обычной жизни, а на смену им приходят волшебные и необъяснимые «как будто» и «понарошку». Как ни странно, именно эти «условности» отлично помогают детям справляться с реальными делами и задачами. Однажды психологи провели забавный эксперимент: группу старших дошкольников попросили постоять спокойно в течение одной минуты. Казалось бы, ничего сложного в таком задании не было, но большинство детей с ним не справились. А вот когда взрослые изменили «правила игры» и предложили ребятам представить себя солдатами, охраняющими королевский клад, ситуация коренным образом изменилась. Все «подопытные» без проблем простояли нужное количество времени – и это, согласитесь, крайне убедительный аргумент в пользу развития воображения. Между тем, ученые утверждают, что игры современных детей, увы, никак нельзя назвать творческими. Так происходит потому, что:
дошкольники испытывают серьезные «учебные» перегрузки;
родители почти не играют со своими детьми в «живые», а не компьютерные игры;
у малышей фактически отсутствует опыт дворовых игр;
современные дети завалены игрушками: такое изобилие лишает малышей необходимости фантазировать – им не нужно «превращать» обувную коробку в дом для плюшевого мишки, а швабру в бравую лошадь.
Именно поэтому во время совместных занятий родителям нужно стараться пробудить в малыше воображение: игра должна сочиняться на ходу, постепенно обрастая новыми правилами и задачами.
ПРАКТИКУМ
Запишите на листке названия любых предметов и подумайте, как можно использовать каждый из них в игре. Вот вам четыре простейших примера. Тапки. Предложите малышу собрать все тапки в квартире в один мешок и с завязанными глазами попытаться сложить их по парам.
Полотенце. Накройте игрушку полотенцем и попросите малыша на ощупь угадать, что там спрятано. Скрепка. Вместе с ребенком попробуйте выложить его имя канцелярскими скрепками. Дом. Составьте вместе цветную карту вашей квартиры, а затем спрячьте в одном из укромных уголков что-нибудь ценное и попросите малыша найти «клад», пользуясь имеющимся планом.

0

3

Вредные советы и мудрые подсказки
Игровые задания можно постепенно усложнять, главное – не переборщить с советами вроде «делай так», «неправильно», «сейчас я тебе покажу, как надо». Дайте малышу возможность самостоятельно найти оптимальный алгоритм действий: жесткие инструкции разрушают творческий процесс, а умелые аккуратные подсказки, наоборот, подстегивают.
НЕВЕРНО
Ставь крестик здесь. Тогда ты выиграешь следующий ход.

Ставь крестик в этой клетке: так ты разрушишь мою линию из ноликов, и я не смогу выиграть.

Ставь крестик вот сюда – и ты выиграешь.

ВЕРНО
Что будет, если ты поставишь крестик в этой клетке? А если в другой? А теперь подумай, какой ход лучше?

Посмотри внимательно: где я должна поставить нолик, чтобы выиграть у тебя? Можешь ли ты мне помешать?

Куда нужно поставить крестик, чтобы у тебя получилась целая линия?
Конечно, четкие и простые в выполнении советы приносят нужный результат гораздо быстрее, зато они лишают детей возможности самостоятельно находить ответы и учиться получать от этого процесса исследовательское удовольствие. Безусловно, поиск правильного алгоритма займет у ребенка много времени, но и пользы от такого занятия будет значительно больше.

0

4

На разных уровнях
Любая игра проходит несколько ступеней развития, главное, чтобы процесс шел последовательно. Не торопите малыша – если он насильственно перескочит через пару ступенек, игра может просто не состояться.
Репродуктивный уровень
Что происходит? Ребенок усваивает правила: смотрит, что делают остальные, и пытается подражать им.
Задачи: родители должны учить, показывать и объяснять. Малыш – слушать и повторять.
Правильные слова: «Какой ты внимательный!», «Как аккуратно получилось!», «Молодец, что стараешься».
Эвристический уровень
Что происходит? Правила уже усвоены, а вот игровой навык еще не наработан, и поэтому процесс периодически дает сбои.
Задачи: аккуратными подсказками родители должны подталкивать малыша к правильным решениям.
Ребенок же постепенно обретает самостоятельность и сам пытается находить оптимальные ответы. Правильные слова: «Как ты думаешь…?», «Почему не получается?», «Что нужно сделать?».
Интериоризационный уровень
Что происходит? Ребенок без проблем справляется с игровыми заданиями и практически не нуждается в помощи взрослых.
Задачи: родители должны «отступить» и дать крохе возможность действовать без «опор и костылей». Малыш активно ищет, решает и догадывается.
Правильные слова: «Ты все можешь сам», «Попробуй еще раз. Если не получится, я помогу».
Креативный уровень
Что происходит? Ребенок постепенно усложняет правила игры, иногда меняя ее до неузнаваемости.
Задачи: родители ни в коем случае не должны требовать от крохи возврата к первоначальным правилам, наоборот, нужно всячески поддерживать и поощрять творческий процесс. От малыша требуется только одно – творить!
Правильные слова: «А что, если…?», «А может, попробуем так…», «Ну-ка, расскажи поподробнее».

0

5

КАКОЙ ВЫ ИГРОК?
Игра – одно из самых беззаботных занятий на свете, но, увы, далеко не всегда она бывает легкой и беспроблемной. Довольно часто дети ошибаются и чувствуют себя растерянными: преодолеть все возникающие трудности без поддержки взрослых они просто не смогут. Разобраться в том, насколько бурно вы реагируете на неудачи, возникающие у ребенка во время игр, поможет следующий тест.
Малыш хвастается, что собрал сложную мозаику по образцу. Но вы замечаете, что он допустил маленькую ошибку.
Ваша реакция:
а) как у тебя здорово получилось! Попробуй собрать еще что-нибудь;
б) ты большой молодец! Только вот здесь нужно поменять местами квадратики;
в) умница! Неужели ты действительно сделал все без ошибок?! Давай попробуем еще раз сравнить с картинкой.

Вы вместе с ребенком складываете пазл. Он ошибается. Вы намекаете на это, но малыш уверен, что все сложено правильно.
Ваша реакция:
а) показываете, где ошибка;
б) подсказываете, где нужно искать ошибку;
в) хвалите малыша за проделанную работу и откладываете пазл. На следующий день возвращаетесь к нему и просите кроху перепроверить, все ли собрано правильно.

Наконец, ошибка найдена, пазл сложен идеально.
Ваша реакция:
а) здорово, что ты нашел ошибку: я бы без тебя не справилась;
б) ура, у нас все получилось! Мы с тобой большие молодцы;
в) лукаво улыбаетесь и спрашиваете: «А ты уверен, чт все правильно? Мне почему-то кажется, что здесь все равно что-то не так».

Накануне вы вместе собрали из конструктора сложнейшую машину. Сегодня малыш хочет сделать это самостоятельно.
У него не получается, и он бежит за помощью.
Ваша реакция:
а) давай посмотрим, что у тебя тут не выходит. Так вот в чем дело! Сейчас я исправлю;
б) а ты все проверил? Точно?
А вот здесь (указываете туда, где допущена ошибка) тоже проверял?
в) я уверена, что ты сам во всем разберешься: попробуй еще раз, и все получится.

Ребенок нарисовал несколько разных домиков: некоторые из них – аккуратные и симпатичные, а некоторые – кособокие и небрежные.
Ваша реакция:
а) вот это да! Настоящий город! Неужели ты это все сам придумал?! Молодец!
б) мне больше всего нравится этот домик. А вот эта избушка какая-то совсем хиленькая. Подует ветер, и она развалится на части: надо поправить стены и крышу;
в) какой домик тебе больше всего нравится? А какой – меньше всего? Почему? Что нужно сделать, чтобы все домики стали красивыми?
РАСШИФРОВКА
Большинство ответов «а»
Вы всегда найдете правильные слова для того, чтобы подбодрить малыша, воспитывая в нем открытость, жизнерадостность и веру в себя. Тем не менее, порой вы немного перебарщиваете с похвалами: в конце концов, у вас растет не мимоза, а живой человек, который должен научиться видеть и исправлять свои ошибки.
В определенных ситуациях вам нужно предъявлять к ребенку более высокие требования и, не указывая на ошибки, терпеливо дожидаться, пока он сумеет найти и исправить их самостоятельно. Не сомневайтесь, малыш прекрасно справится со всеми сложностями!

Большинство ответов «б»
Вы приучаете малыша к дисциплине, учите его безукоризненно выполнять поставленные задачи и всегда справедливо оцениваете результаты. Однако порой вы слишком жестко регламентируете жизнь ребенка и не оставляете ему простора для настоящего творчества. Расслабьтесь и попытайтесь просто поиграть вместе с малышом. Не думайте о том, достаточно ли полезна эта игра, – лучше попытайтесь получить удовольствие от процесса, даже в том случае, если что-то не получается. И помните: не все ошибки необходимо исправлять, некоторые можно попросту «не заметить» и спокойно двигаться дальше.

Большинство ответов «c»
Вы не сомневаетесь в том, что со многими вещами ребенок спокойно справится и без вашей помощи. Разговаривая с малышом, вы умело отмечаете его удачи и бережно указываете на ошибки. Такой подход развивает в детях самостоятельность, живость мышления и умение анализировать. Однако иногда подобные воспитательные методы приводят в тому, что родители начинают переоценивать возможности крохи и пускают процесс на самотек. Все-таки есть задачи, с которыми дошкольник не в состоянии справиться без помощи взрослых, – и в этих случаях вы обязательно должны быть рядом.

0