Семейный детский центр "Ди Го-Го" г.Балашиха ул.Ленина 2/5

Объявление

Добро пожаловать на форум ДиГо-Го. Обменивайтесь мнениями на любые интересующие Вас темы. Нам так же очень важны Ваши отзывы о нас. Критика принимается. Этот форум для Вас. Удачи. :)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Задержка развития и речи

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, который проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких, как олигофрения, умственная отсталость и др.) задержка психического развития не связана со стойкими дефектами центральной нервной системы, а вызвана лишь задержкой созревания нервной системы, которая компенсируется или устраняется по мере взросления ребенка.

У детей с задержкой психического развития отмечаются затруднения в усвоении навыков чтения и письма, ориентировке в частях собственного тела, а также определяется недостаточность координации мелких движений пальцами и нарушения речи. Малыши с задержкой психического развития и речи не могут поддержать предложенную взрослым игру прежде всего потому, что им не хватает навыков воображения и коммуникабельности. Они плохо адаптируются к коллективу сверстников из-за возникающего непонимания и становятся ранимыми и застенчивыми. Специально для детей с ЗПР разработаны комплексные программы лечебно-педагогических мероприятий, которые включают в себя применение лекарственных препаратов наряду с занятиями, направленными на тренировку внимания, памяти и восприятия.
Педагогические мероприятия для детей проводятся специальными педагогами и психологами. Но значительная роль в использовании развивающих методик принадлежит, конечно же, родителям.

Рекомендации для родителей при задержке развития:

1. Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.
2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал.
3. Не оставляйте ребенка надолго одного.
4. Помогайте ребенку найти друзей.
5. Внушайте ребенку уверенность в себе, научите использовать свои возможности.
6. Помогите ребенку освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
7. Старайтесь заинтересовать ребенка игрушками, научите его играть в ролевые игры.
8. Не говорите в присутствии ребенка о том, что какие-то его поступки вас раздражают.
9. Дозируйте новую информацию для ребенка.
10. Старайтесь сделать совместную с ребенком деятельность целенаправленной.
11. Не смейтесь над неправильным произношением слов и не передразнивайте ребенка.
12. Рекомендуются игры и гимнастика для снятия эмоционального напряжения.

В каком возрасте и как проявляются признаки значительной задержки речевого развития?

1 год: мало лепечет.

1,5 года: не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы: «возьми», «дай» и т. п.

2 года: произносит несколько отдельных простых слов («мама», «баба»); не пытается повторять слова.

2,5 года: не знает названий окружающих предметов и частей тела; не может по просьбе показать на знакомый предмет; не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай чашку»); ребенка часто неправильно понимают.

3 года: не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не различает прошедшее и будущее время.

0

2

Причины задержек речевого развития:

Задержка на этапе «детских слов»

Сами по себе «детские слова» – нормальный этап речевого развития. Причинами употребления «ам-ам», «ава», «бибика», «топ-топ» и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока еще артикуляция и особенности речевого слуха ребенка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребенок как бы «застревает» на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать свое произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем. Чаще всего так бывает, если родители и другие родственники много сюсюкают и лепечут с ребенком, сознательно используют примитивные слова в общении с ним.

Нельзя говорить с ребенком языком «мам и нянь». Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Заинтересовывать ребенка правильным произношением – предлагать ему в виде игры повторять слово все четче и четче. Здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей с разными интонациями, но неизменно четко; ребенок повторяет за ним. Также нужно возвращать ребенку правильное произношение сказанного им слова. Например, несет зайца: «Зяка!». Отвечаем: «Да, это зайка». Или увидел собаку: «Ав-ав!». Отвечаем: «Собачка». Ответ может быть как коротким, так и распространенным, главное, чтобы в нем звучало сказанное ребенком слово. Попытки малыша сказать слово правильно бывают очень забавны. Результаты его стараний не всегда видны взрослым. Согласно принятым возрастным нормам искажения в произносительной стороне речи считаются возможными до пяти лет. Если же и после пяти лет ребенок коверкает звуки, нужно обратиться к логопеду.

0

3

Причины задержек речевого развития:

Стремительное речевое развитие

Имеет место в случаях, когда сразу после года ребенок начинает говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные «взрослые» слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой. Каким образом? Когда речевое развитие ребенка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая еще нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребенок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость – все это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребенка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка – прямая дорога к неврозу.

Ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь речевых. Важно много гулять с ребенком, играть в простые игры. Хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников. Стоит уделить внимание организации полноценного и достаточного сна. И ни в коем случае не перегружайте малыша новой информацией.

0

4

Причины задержек речевого развития:

Избыточная ориентация на предметный мир

Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают вокализации, проявляют сосредоточенность, двигательную активность и т. д., но они как бы выпадают из ситуации общения с окружающими. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной: ребенок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними.

Бесчисленное количество игрушек и предметов следует сократить, оставив лишь немногие. Оставшимся предметам и действиям с ними следует по возможности придать «человеческий» характер: куклу жалеть, кормить, называть по имени, в машинку посадить водителя, обезьянку лечить или укладывать спать и пр. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному. Если ребенок не проявляет никакого интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Двое взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет немедленно занять место одного из взрослых. Также полезны в этом случае игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет слова вслед за ним.

Если же все усилия оказываются бесполезными и ребенок по-прежнему, не обращая внимания на взрослых, продолжает однообразно заниматься с предметами, это серьезный симптом аутизма – психической болезни, которая в последнее время все чаще встречается у наших детей. В этих случаях нужно постараться показать малыша специалистам.

0

5

Причины задержек речевого развития:

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым

Такие дети практически не обращают внимания на взрослых: не смотрят им в глаза, не выполняют их просьбы, сами не обращаются с просьбами или за поддержкой. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется и в стремлении делать все самому: взрослый как партнер по совместной деятельности, как человек, демонстрирующий образцы действий, совершенно не нужен. Следует вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое поглаживание по головке, называние малыша по имени, положительная оценка всех его действий, доброе и внимательное взаимодействие на основе улыбок и зрительного контакта могут привлечь ребенка к взрослому. Можно поиграть и в «младенческие игры» без предметов; например, взрослый может спрятаться сам или спрятать лицо ребенка, а потом обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «Сороку-ворону», и в «Ладушки», и в другие простые игры.

0

6

Причины задержек речевого развития:

Задержка на стадии называния

Ребенок, легко называющий окружающие предметы словами, может надолго остановиться только на этом уровне. Называя предметы, он не использует речь в своей деятельности и в общении с людьми, заменяет речь движениями, жестами, требовательными возгласами. Такие дети предпочитают молчаливые игры, не требующие контакта с людьми. Это бывает обычно тогда, когда слово произносится только под влиянием образца, произнесенного взрослым. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок с удовольствием повторяет за взрослым названия различных предметов, и лишь в эти минуты появляется стремление к общению. Отсутствие активной речи невротизирует малыша, он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка. Во-первых, нужно включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с малышом по типу «давай вместе»: катать мячик или машинку друг другу, нагружать кубиками игрушечный грузовик и пр. И, в-третьих, нужно как можно больше говорить с ребенком, но не учить его говорить: читать книжки с картинками, рассказывать о его и своих действиях, вместе наблюдать за окружающим миром.

0