Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, который проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких, как олигофрения, умственная отсталость и др.) задержка психического развития не связана со стойкими дефектами центральной нервной системы, а вызвана лишь задержкой созревания нервной системы, которая компенсируется или устраняется по мере взросления ребенка.
У детей с задержкой психического развития отмечаются затруднения в усвоении навыков чтения и письма, ориентировке в частях собственного тела, а также определяется недостаточность координации мелких движений пальцами и нарушения речи. Малыши с задержкой психического развития и речи не могут поддержать предложенную взрослым игру прежде всего потому, что им не хватает навыков воображения и коммуникабельности. Они плохо адаптируются к коллективу сверстников из-за возникающего непонимания и становятся ранимыми и застенчивыми. Специально для детей с ЗПР разработаны комплексные программы лечебно-педагогических мероприятий, которые включают в себя применение лекарственных препаратов наряду с занятиями, направленными на тренировку внимания, памяти и восприятия.
Педагогические мероприятия для детей проводятся специальными педагогами и психологами. Но значительная роль в использовании развивающих методик принадлежит, конечно же, родителям.
Рекомендации для родителей при задержке развития:
1. Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.
2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал.
3. Не оставляйте ребенка надолго одного.
4. Помогайте ребенку найти друзей.
5. Внушайте ребенку уверенность в себе, научите использовать свои возможности.
6. Помогите ребенку освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
7. Старайтесь заинтересовать ребенка игрушками, научите его играть в ролевые игры.
8. Не говорите в присутствии ребенка о том, что какие-то его поступки вас раздражают.
9. Дозируйте новую информацию для ребенка.
10. Старайтесь сделать совместную с ребенком деятельность целенаправленной.
11. Не смейтесь над неправильным произношением слов и не передразнивайте ребенка.
12. Рекомендуются игры и гимнастика для снятия эмоционального напряжения.
В каком возрасте и как проявляются признаки значительной задержки речевого развития?
1 год: мало лепечет.
1,5 года: не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы: «возьми», «дай» и т. п.
2 года: произносит несколько отдельных простых слов («мама», «баба»); не пытается повторять слова.
2,5 года: не знает названий окружающих предметов и частей тела; не может по просьбе показать на знакомый предмет; не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай чашку»); ребенка часто неправильно понимают.
3 года: не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не различает прошедшее и будущее время.